Вы здесь
Духовная грамота вдовы князя серпуховского и боровского Владимира Андреевича инокини Евпраксии (княгини Елены Ольгердовны, дочери вел. кн. Литовского Ольгерда Гедиминовича) (между 1433 и 1437 гг.)
Духовная грамота вдовы князя серпуховского и боровского Владимира Андреевича инокини Евпраксии (княгини Елены Ольгердовны, дочери литовского великого князя Ольгерда Гедиминовича) представляет собой ценнейший материал по истории великого княжества Московского и Владимирского, в период междоусобной войны внутри Московского княжеского дома (1425–1453 гг.). В первую очередь, это сведения по составу владений самого князя-завещателя и его наследников, включающих в себя не только города, но и крупные села и волости. Кроме того, княжеские завещания содержат уникальные сведения о внутреннем управлении княжеством, в котором личное и частное сочеталось с семейным и коллективным, дают сведения о собиравшихся в городах и сельской местности налогах, о распределении доходов между князьями, свидетельствуют об организации княжеского хозяйства и о занятых в этом хозяйстве категориях зависимого и свободного населения. Многочисленные названия населенных пунктов и волостей, перечисленных в завещаниях, позволяют достаточно полно и точно определять состав, размеры и расположение княжеских уделов, а также отслеживать степень заселенности и освоенности территорий.
Духовная грамота инокини Евпраксии выделяется из числа подобных ей документов составом наследников. Дело в том, что все сыновья князя Владимира Андреевича скончались до 1426–1427 гг., и среди наследников остались лишь дочери, внучки и внук великой княгини. Внучка Владимира Андреевича и Елены Ольгердовны, княгиня Мария Ярославна вышла замуж за великого князя Василия Темного в 1433 г. В связи с этим она не упомянута в тексте данной духовной грамоты среди наследниц, что и служит основанием для наиболее ранней датировки (8 февраля 1433 г.).
Княгиня Елена Ольгердовна, жена удельного князя Владимира Андреевича Серпуховского и дочь великого князя литовского Ольгерда, после кончины своего мужа самостоятельно правила доставшимся ей уделом в течение 1410–1437 гг. Грамота была составлена незадолго до смерти княгини, когда она уже приняла монашество с именем Евпраксии.
Данная духовная грамота наряду с прочими документами великокняжеского архива была описана сотрудником Московского архива Коллегии иностранных дел Н.Н. Бантыш-Каменским в 1766–1767 гг. В 1773 г. известный просветитель и публикатор Н.И. Новиков поместил архивные описания самых ранних великокняжеских завещаний в издаваемой им «Древней российской вивлиофике», а в 1775 г. опубликовал и сами духовные грамоты. Впоследствии публикация второго завещания Василия Дмитриевича предпринималась еще в 1813 г. (Собрание государственных грамот и договоров) и в 1950 г. (публикация Л.В. Черепнина).
Древняя российская вивлиофика. Изд. 1. СПб., 1775. Ч. 9. С. 445–450 (№ 59); Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. СПб., 1788. Ч. 1. С. 369–373 (№ 59); Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1. С. 189–191 (№ 82); Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей в XIV–XVI вв./ публ. Л.В. Черепнина. М.-Л., 1950. С. 71–73 (№ 28).